Кинолекторий
По ту сторону изгороди
Over the garden wall
I let the baby fall.
My mother came out
And gave me a clout
Over the garden wall
Общие замечания
Отличная картинка, сочетающая в себе достоинства советской и японской анимаций под американской обложкой.
Советской???
Да, именно. Картину "сняли" создатели "Времени приключений", а в поздних сезонах туда пригласили японского художника, не помню имени, который учился у Хаяо Миядзаки, а он, в свою очередь, черпал вдохновение и технику в советской мультипликации типа "Ежика в тумане".
В целом, мультик отличный ответ тем, кто говорит, что сейчас, не то, что раньше, не делают хорошей анимации, многослойной, красивой, умной и нравоучительной.
Чем хорош для ребенка?
Во-первых, красочность и постоянная движуха с шутками и ужастиками приковывают внимание.
Во-вторых, атмосфера классической сказки про путешествия двух братьев - залог успеха.
В-третьих, качественные песни и музыкальное сопровождение (да, в моментах мюзикла дети открывают рты).
В-четвертых, совершенно прозрачная мораль на поверхности.
Это о семейных ценностях.
Тут и отец, мечтающий снова увидеть свою исчезнувшую дочь, который в итоге воссоединяется с ней. И заколдованные птицы, одна из которых добивается, пусть и путем обмана, снятия проклятия, и опять-таки живет с родными в счастье и благополучии. Девушка, в которой живет злой дух, продолжает жить с тетей, даже после исцеления, хотя "ведьма" даже не является ее родственницей. И, главное, два брата, не совсем родные, несмотря на конфликты и недопонимание, находят общий язык.
Это о любви.
Главным героем движут чувства к девушке, которые он-таки, с грехом пополам, проявляет. Его младший брат крайне привязан к лягушке, а о домашних питомцах нужно заботиться, и так далее.
Это о самоотверженности. Это о дружбе. Это о вере и надежде. И еще целая куча мелочей!
Вишенка на всем - простейшая установка, что добро всегда побеждает зло: Зверь повержен, герои вернулись к обычной жизни и все спасены. Жаба играет на фортепиано. Занавес.
Чем хорош для людей по-старше?
Всем выше перечисленным, но на чуть более глубоком уровне.
Например, тут добавляется проблема ответственности. Главный герой, Вирт, до самого конца мнется и уклоняется от большинства проблем. В итоге же, отчасти под влиянием младшего брата, как выяснилось бесстрашного, он становится более решительным, как бы взрослеет.
Опять-таки тут мораль, ясная, как день: не стоит откладывать важные вещи на потом, так как потом может уже не быть возможности их реализовать.
Кроме того, как Вы сами заметили, сюжет уже выглядит достаточно абсурдным и диким (что за песни, что за феи, что за борьба с ветром, что за школа со зверьми, что за игра в двух старых котов, что за паром с жабами и так далее), что оправдывается "сном" или потерей сознания главных героев после падения в воду.

Конец же опять-таки должен восприниматься вполне логичным: все возвращается на круги своя, хэппи-энд.
"Чуть более глубокий уровень"
Спойлер: никакого хэппи-энда, лишь глубакая экзистенциальная трагедия.

Сюжет: перелог (с кучей отсылок к средневековому фольклору и классическому кинематографу) "Божественной комедии" Данте.
Краткое содержание Божественной комедии:
Герой Данте внезапно заблудился в таинственном дремучем лесу, где встретил римского поэта Вергилия, который объясняет ему, что тот попал в загробный мир, и предлагает совершить путешествие по нему. Проходя через все круги Ада, они встречаются с разной нечистью, грешниками, переправляются через реку мертвых, сталкиваются с Люцифером, и, наконец, попадают в Чистилище, где Вергилий "передает" Данте в руки его давно мертвой возлюбленной Беатриче, обитающей в Раю. С высоты Эдема Данте видит весь пройденный путь и осознает, что свет разума, самопознание и добродетельность - залог очищения души от греха (зверской природы человека)
Сандро Ботичелли. Круги Ада Данте
Как понять, что действие происходит в загробном мире?
(Да и, прости господи, что это именно "Божественная комедия?")
Про загробный мир становится ясно в предпоследней серии, где браться сваливаются в воду и тонут.
Кроме того, далее разберем символы и подсказки, которые встречаются по ходу действия
Гюстав Доре. Данте и Вергилий в Аду
Заколдованная в птичку Беатрис - проводник детей по таинственному лесу. Правда, здесь она оказывается предателем, преследующим свои цели, пускай и не самые плохие.
А так изобразил дантевскую Беатрису (Беатриче) художник Габриэль Россетти. Тут кстати тоже фигурирует птица, которая, обычно, в живописи выступает символом смерти
Внешний облик Вирта: он всегда в своем хэллоуинском костюме с красным колпаком.
А Данте Алигьери классически изображается одежде, а-ля священник, красного цвета - символа устремленности:
Во второй серии герои попадают в город, населенный скелетами в костюмах тыкв.
На своем празднике они танцуют ничто иное как макабр - "пляска смерти". Это классическая средневековая аллегория бренности человеческого существования: какими людьми вы бы ни были при жизни, перед смертью все равны.
В пятой серии герои пьют чай и пытаются достать денег в огромном особняке мистера Квинси Эндикотта
А в предпоследней серии, где показана предыстория попадания Вирта и Грэга в лес, на кладбище они прячутся за его могилой.
Далее, в той же серии про особняк с призраком, Вирт удивляется тому, что проезд на пароме к Аделаиде стоит всего лишь две монетки. И, получив их, Грэг выбрасывает их в пруд, говоря: "Квинси принял меня не за того человека: мне не нужны его деньги. Совсем не нужны"
И в последнем кадре показано дно водоема, усыпанного такими же монетками.
О чем это?
Во-первых, здесь отсылка к старой традиции захоронения: мертвым накладывали две монеты на глаза, так как считалось, что именно эту сумму необходимо оплатить Харону за переправу на его лодке через реку Стикс, чтобы душа упокоилась в мире мертвых. В следующей серии они как раз поплывут на пароме с лягушками.
Во-вторых, жест Грэга связан не с тем, что ему не нужны чужие деньги, а с тем, что он отказывается смириться с фактом собственной смерти. Весь мультфильм младший брат ведет себя крайне безрассудно, дурачится, веселится, хотя, казалось бы, ребенок в страшном лесу должен вести себя иначе.

Изначально это оправдывается его возрастом: маленькие дети живут одним днем и, ввиду особенностей растущего мозга, просто не способны осознавать масштабы проблем.

Тут все несколько глубже. В самой простой форме это можно описать фразой "устами младенца глаголит истина": Грэг единственный человек, понявший, где они находятся. Именно поэтому нет смысла страдать, бояться, бежать - зачем париться, если ты и так мертв? Выбрасывая монеты, он хватается за последнюю надежду вернуться к жизни, которой он воспользуется позже, встретившись с королевой облаков.
И в-третьих, целая куча выброшенных монет говорит о том, что герои далеко не первые, кто прошел по этому же пути, не желая принимать свершившееся. Это прямая отсылка к Чистилищу, где души "зависают" между миром живых и миром мертвых. В итоге, именно они, как и чудом избежавший этого Грэг, стали эдельвудовыми деревьями, дающими свет лампе Зверя.
Ладно, отсылки отсылками, но все же конец-то счастливый!
К сожалению, это не совсем так.
Да, в конце братья едут в скорой помощи и попадают в больницу - значит их вытащили, и сюжет мультика разворачивался в их голове, когда они были на волоске от смерти.
Но, если посмотреть внимательно, можно заметить следующее.
Грэг хвастается своей лягушкой перед всеми: ее живот светится из-за колокольчика тетушки Шепот, которую она проглотила в потустороннем мире. Как он проник в наш мир?
В финальной сцене (10 серия, 09:50) голос рассказчика завершает картину словами "На этом история заканчивается, и все в итоге счастливы, и так далее и тому подобное... и все же... по ту сторону изгороди...". Если слов не достаточно, обратите внимание на кадр:
Наконец, все завершается словами песни о том, что ложь - сладка. Человеку свойственно искать хорошее, лелеять надежду, но иногда это приводит к затуманиванию взгляда на мир и заставляет жить иллюзиями. Вот и здесь - видимость хэппи-энда, за которым скрывается истинная трагедия:

Каждый может потерять всё в любой момент времени и при самых нелепых обстоятельствах; а слова и поступки, модели поведения приводят к последствиям, которые можно исправить, или обернуть вспять только в своих фантазиях, или же в кино.

Ну и чем хорош для будущего учителя?
Грэгом.
Да, очень примитивно и гротескно, но при этом очень ярко и честно здесь представлен типаж дошкольника. Непоседливость, непонимание социальных норм и рамок, своя волна и шило в заднице - это то, с чем вам предстоит работать. И все эти перечисленные вещи совершенно нормальны для этого возраста, и поэтому не должны вызывать какой-то агрессии, или попыток поставить на место, успокоить, приструнить, силой "приучить к горшку". В смысле можно это делать, но это только заберет все силы и нервы, и вряд ли даст нужные плоды. Для них нужно организовывать подобие таких же приключений для стимуляции любознательности: движуха, загадки, куча предметов, движуха, игры и еще раз движуха. Это высосет из них силы (в хорошем смысле), а к средней школе они успокоятся, при этом имея положительную мотивацию к образованию (в смысле любознательности).
p.s.
Надеюсь, дочитали. А если дочитали, пересмотрите вступление к самой первой серии - там дается предыстория к каждой серии, а мотив напрямую переплетается с финалом.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website