Духовная сфера жизни общества
Мораль и нравственность

ЧТО НУЖНО ПОНИМАТЬ:


Что такое мораль?
Зачем она нужна, и как развивается?
Что такое нравственность?
Что такое категорический императив?

Мораль

форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей

Если говорить человеческим языком, то мораль – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, справедливом и несправедливом, добре и зле, а также совокупность правил поведения, вытекающих из этих представлений.


В чем значение этих представлений?

С появлением человеческой цивилизации возникла нужда в контроле поведения человека. Элементарно, чтобы люди поменьше убивали, грабили и занимались прочим насилием. Изначально, эту функцию выполняли табу. Затем традиции и обычаи. Затем религия. Теперь, когда общество и его культура развились и усложнились, эту роль выполняет именно мораль.

В галерее выше представлены советские плакаты, агитирующие советского человека, в данном случае школьника, быть порядочным, честным, самостоятельным.


Все это универсальные общечеловеческие ценности, формируемые именно моралью: "здоровайся при встрече", "не груби, будь вежлив", "помогай родителям", "уступи место пожилому человеку" и так далее.


Проблема современного российского (на самом деле не только) общества состоит в том, что моральные ценности и установки размылись, так как воспитанию сегодня уделяется мало времени. Это следствие складывания общества массового потребления: люди больше думают о деньгах и вещах, чем о человечности. Отсюда у старшего поколения ностальгические чувства по советскому прошлому, когда правила "нормального" поведения были четко разложены по полкам.

Функции морали

Итак, сегодня, относительно советского времени, с моралью дела обстоят не очень. К чему это может привести в перспективе?

Для ответа на этот вопрос надо понимать то, зачем она нужна (или какие функции выполняет)

Оценка
Самое главное и элементарное: мораль нужна, чтобы вешать "ярлыки" на все, что делает человек, и все, что происходит в обществе (красиво, плохо, неправильно, справедливо, добро, зло и т.п.)
Интеграция
В зависимости от того, кто и что считается "нормальным", люди объединяются в "кружки по интересам". В частном случае, например, человек, ненавидящий ложь, вряд ли будет общаться со лжецом, и наоборот. Или если человека, передергивает от нецензурной лексики, он будет держаться подальше, или негативно относится к тем, кто материться. В глобальном же смысле, мораль обеспечивает единство человечества: где бы вы ни были на планете, убийство и кража всегда вызовут негативную оценку со стороны общества
Воспитание
Мораль формирует в человеке способность совершать "правильный" и обоснованный выбор в случаях, когда возникает какая-либо дилемма (уступить ли место в метро? подать ли нищему? помочь ли другу? сказать правду или солгать?)
Контроль
Глобально, когда интеграция и воспитание прошли успешно, общество способно через осуждение/одобрение контролировать поведение любого человека (угроза того, что в вас будут тыкать пальцем и от вас отвернуться вообще все, действует гораздо более эффективно, чем угроза, например, уголовной ответственности). В частном случае, поведение контролирует совесть, угрызения которой, иногда, могут привести поведение в соответствие с нормой
Таким образом, мораль поддерживает единство общества, благоприятный климат в нем, и лучше прочих норм (типа законов) контролирует поведение человека. В итоге, в случае разложения морали, общество встает перед угрозой распада и деградации.

Категории морали

Итак, мораль воспитывает человека, контролирует его поведение и, тем самым, делает общество единым целым путем оценки всех возможных социальных явлений, тактик поведения, отношений и поступков.

Чтобы это хорошо работало, в обществе должен быть консенсус (согласие) по поводу категорий морали. Это те самые "ярлыки", которые вешаются на человеческие поступки. И опять-таки общество будет находится под угрозой разложения, если такого консенсуса нет.
НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Самое простое: "не убей", "не укради", "не ври" – вещи, которые чаще всего совпадают с нормами закона, которые минимизируют проблему конфликтности и преступности в обществе.

МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА
Самое простое: "будь вежлив", "будь справедлив", "будь открытым", "будь умным" – человеческие черты, которые в наибольшей степени ценятся в обществе.

Когда с этим возникают проблемы? Когда происходит резкое изменение социо-культурного и политического режима в стране. Тут и дальше берем в пример последствия развала СССР. Сегодня можно наблюдать трансформацию авторитаризма и коммунизма в демократию и капитализм. Этот процесс проходит крайне болезненно, поэтому часть общества жаждет возвращения старых порядков, а часть старается побыстрее от них уйти. Из-за всего этого с моралью все очень сложно.

Советская норма: мужчина должен уступить место женщине. Всем понятное правило хорошего тона. Попробуйте не сделайте этого в 1970-х – в метро вам все пассажиры мозги промоют. Даже если не хотите уступать, легче постоять, чем выслушивать бесконечные порицания.

А почему именно советская норма? И почему сейчас это такая проблема?
Европейская норма: человек (пол не важен) должен уступить место нуждающемуся в этом (пожилому, беременной женщине, инвалиду). Если вы просто уступите место обычной девушке, например, в Норвегии, то получите в лучшем случае неодобрительный взгляд, в худшем – пощечину. Почему? Уступая ей место, вы, таким образом, подчеркиваете то, что женщина – слабый пол, а это дискриминация, ведь мужчины и женщины равны.

С открытием границ, появлением интернета, эта норма стала известна и в России, и столкнулись две немного разные культуры поведения. А новая "демократическая" норма для мужчины – очень удобное правило, которое у нас стало извращенно однобоким: раз все равны, значит кто успел, тот и сел, и неважно, что 16-летний в итоге без всяких угрызений совести смотрит в телефон, когда над ним мучается пожилой человек.

ВЫСШИЕ МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
Это то, к чему стремятся люди: тут ответы на вопросы "в чем смысл жизни?" (семья или личный успех?), "в чем заключается счастье?" (деньги или моральная автономия?), "что такое свобода?" (равные возможности выбора или вседозволенность?) и тому подобное.

МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Самое сложное и глобальное. Например, это общее направление развития в сторону таких полюсов как альтруизм-эгоизм и коллективизм -индивидуализм.

Как это работает? Если максимально упрощать, советское общество – это, в большинстве своем, эгоисты-коллективисты. Как это работает? Люди полностью зависят от коллектива: он дает образование, работу и прочие радости жизни. В коллективе, например в партии, человек состоять обязан. Один за всех и все за одного. Если он себя из него выделяет, у него возникают проблемы. Так, без партийного билета сложно отыскать работу, без него не возьмут в университет, часть людей еще посмотрит косо. Еще хуже пример: поэт Бродский не ходил обедать с товарищами по цеху, а сидел один, стихи писал – всё, клеймо предателя, индивидуалиста, травля и прочий негатив. Поэтому, если хочешь легкой жизни – подстраивайся. Тогда получишь все. Квартиру, дачу, отпуск, новый сервиз, влияние, что угодно. Таким образом, ради собственной выгоды, советский человек может терпеть и закрывать глаза на что-угодно: "главное мне нормально". И это эгоизм: "я отказываюсь от собственной индивидуальности, а взамен мне должны дать образование, мне должны дать работу, мне должны дать квартиру" и так далее.

используй друзей, товарищей и братьев себе на пользу!

Противоположность советскому – американское общество, где преобладают индивидуалисты-альтруисты. Каждый сам по себе. Не в том смысле, что всем плевать друг на друга, а в том, что в принципе все люди совершенно не похожи друг друга, а раз они такие разные, они не должны друг другу мешать. Любитель хардрока вряд ли уживется рядом со скрипачкой. Поэтому часть "американской мечты" – собственный дом, а не квартира. Ведь только в доме можно быть полностью автономным и независимым от других. Да, в случае проблем, никто не поможет, и рассчитывать не на кого, но никто и не обязан. И на вопрос "как дела?" никто не будет вываливать на тебя кучу своих проблем и забот. Они есть у всех, поэтому не принято на кого-то что-то перекладывать. А это всё уже альтруизм. В пример к проявлению последнего можно привести полицию: в некоторых штатах ее практически нет как таковой. В жилых комплексах с частными домами роль блюстителей правопорядка выполняют сами жители этих комплексов на общественных началах: "я хочу жить в безопасности, поэтому буду дежурить на улице, чтобы никто никого не убил, и никто никого не ограбил".

К чему это? После распада СССР на русское общество перенесли американские принципы морали. И что получилось? Получилась смесь: переняли американский индивидуализм и оставили советский эгоизм. Итог: каждый сам за себя, никому ни до чего нет дела, главное – чтобы дома было комфортно, даже если дом среди разрухи. Отсюда перекладывание ответственности: "не буду делать замечание 16-летнему, не уступающего места бабушке в метро, пусть это сделают другие, мне и так хорошо". Отсюда коррупция и бесперспективность: люди продаются за копейки ради мимолетной выгоды.

И в чем тут мораль? Нужно либо возвращать советские моральные ценности, либо развивать в себе заботу об окружающем.

черты индивидуализма: уникальность, автономность, независимость, самодостаточность

Как развивается мораль?

В целом, и это вытекает из предыдущих примеров, нормы морали являются отражением культуры общества, поэтому она постоянно меняется вместе с ним.

Что тут еще нужно понимать: то, что является нормальным сегодня, вероятно, перестанет быть нормальным завтра. Отсюда, например, извечный конфликт "отцов и детей". Человек принимает определенные ценности в детстве, в процессе формирования личности (а он может длиться вплоть до 30 лет), а затем транслирует их на протяжении всей своей жизни. То есть в зрелом возрасте, человек смотрит на мир уже по-старому, и в зависимости от своей закостенелости, начинает говорить, что "все катится к чертям", "вот раньше было лучше" и тому подобное. Это абсолютно нормально, так как этому подвержены все на протяжении всей истории человечества. Поэтому если сегодня вас бесят бабки на скамейке у дома, осуждающие молодежь, то, помните, что завтра вы сами станете этими "бабками".

К чему это? Чаще всего сдвиги и изменения в моральных нормах почти всегда вызывают острое раздражение среди людей, являющихся свидетелями этих изменений.

В качестве примеров трансформации моральных норм возьмем две традиционно с точки зрения той самой морали "запретные" для обсуждения темы: смертную казнь и погребение усопших.
–СМЕРТНАЯ КАЗНЬ
Вплоть до XIX века являлась основным наказанием за тяжкие преступления. Проводилась, обычно, публично и с максимальной жесткостью (сожжение, четвертование, а то и все вместе).
Зачем? Во-первых, в назидание обывателям, что с ними сделают, если они совершат подобный проступок. Во-вторых, в отсутствие кино, компьютерных игр, это было формой извращенного развлечения, на которое люди собирались всей семьей, чуть ли не с попкорном.
Но в итоге, норма наказания поменялась. Распространившийся гуманизм привил людям мысль о том, что казня, допустим, убийцу, мы сами становимся убийцей. Поэтому смертная казнь осталась наказанием только в качестве "традиции": она применяется либо к буквально маньякам, либо в качестве устрашения ("вы приговорены к смерти, но мы-таки люди, поэтому меняем смерть на пожизненное заключение").
В дополнение к этому сыграл уход религии из повседневной жизни человека. Зачем в Средние века отрубали голову? Верующие христиане считали тело человека сосудом для души, "разбив" который, они обрекали человека на вечные муки в аду. В этом ключе, сегодня считается, что смертная казнь – слишком легкий способ для наказания преступника: пара минут, и конец мучениям, это несправедливо, поэтому "лучше" заставить его вечно гнить в тюрьме.
Все эти идеи давно укрепились, например, в Европе, поэтому вопрос о возврате смертной казни как наказания там даже не обсуждается: мораль устарела.
В России же, ввиду насаждаемого позитивного отношения, например, к сталинской эпохе, больше трети населения положительно высказывается о такой мере, несмотря на то, что очевидно и общепризнано, что это наказание – пережиток Средневековья.

Одна из последних публичных смертных казней в Европе произошла в середине XVIII века во Франции. Прошла она настолько жестко, что такую практику решили ликвидировать

Если хочется потрепать нервы жестокостью, можете прочитать первые четыре абзаца тут: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Fuko_Tyrm/01.php

ПОХОРОНЫ
Тут проще. Традиционный способ захоронения усопших – земля. Так было устроено на протяжении столетий. Но, в последнии годы, все больше распространяется позиция, что это не есть хорошо.
С чем это связано? Во-первых, опять-таки, с постепенным уходом религиозных норм из повседневной жизни. Во-вторых, появляются исследования о том, что тело человека сегодня разлагается не 10-15 лет, как раньше, а от 50 до 100, из-за потребления людьми тонн синтезированных продуктов и пластика. В итоге, прибавляя к этому проблему перенаселенности Земли, прогнозируется, что в скором будущем мы все будем ходить буквально по трупам. В-третьих, земля на кладбище очень дорога, опять-таки ввиду высокого "спроса".
Поэтому постепенно в общество проникает мысль о том, что лучше и эффективнее прибегать к практике кремации. Это просто дешевле и экологичнее. Отсюда по всей Европе, в том числе по России, всюду открываются крематории, оказывающие ритуальные услуги, пользующиеся все большей популярностью.
И если в Европе это явление существует давно, то в России это распространяется только последнее десятилетие. Почему? В СССР (да и сейчас) кремация напрямую ассоциируется со Второй мировой, нацистами, евреями и концлагерями. А все это бесчеловечно, поэтому у большинство зрелых людей не допускает даже мысли о таком исходе своей жизни.

Кладбище у крематория

Итак, главное. Раньше было принято казнить, теперь нет. Раньше мертвых сжигали викинги-язычники, и для христианской культуры это считалось чем-то ненормальным, теперь, в каком-то смысле, эта практика возвращается.
Таким же образом постоянно меняются любые нормы, как в глобальном смысле, так и в частных случаях.

Нравственность

качества человека, необходимые ему для существования в обществе, выражающиеся в его конкретном поведении

Если мораль – это правила поведения, которые человек усваивает в процессе социализации, то есть общения с другими людьми, или обращения к их культуре; то нравственность – это то, как человек ведет себя в соответствии с существующими нормами.
То есть каждый человек, в большинстве случаев, теоретически прекрасно осведомлен о том, что правильно, а что нет, что хорошо, а что плохо. А вот то, какую "сторону" он принимает в своей жизни, и характеризует его нравственность. Например, все знают, что нужно уступить место пожилому человеку. Но кто-то уступит, кто-то хотя бы задумается, а кто-то вообще нет. В первом случае человек совершает нравственный поступок, в последнем – безнравственный.

Категорический императив

«поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом»

Как определить, что нравственно, а что безнравственно? Как жить, чтобы всем было хорошо, если понимание того, что "хорошо", а что "плохо" постоянно меняется?

Есть универсальный ответ на все эти вопросы, который предложил Иммануил Кант, самый модный и попсовый европейский философ.

Чтобы всем было хорошо, каждый человек должен придерживаться высшего нравственного принципа, или категорического императива.

Что это значит? Логика очень простая:
Каждому человеку свойственно искать ориентиры: то, к чему необходимо стремиться, и то, чему нужно подражать.

Древние греки видели ориентир в природе, так как она идеально устроена. В Средние века ориентиром был Бог, как образец добродетели. А в эпоху Просвещения у людей произошел коллапс: природа – хаос, Бога, вроде бы, не существует – и что делать?

И тут на помощь все больше запутывающимся людям приходит Кант со своим категорическим императивом.

Суть: природа, весь окружающий мир, включая самого человека – бесконечный бессистемный хаос, существующий по каким-то своим правилам. Но у человека есть разум, который может придать этому хаосу порядок путем исследования закономерностей и тому подобное.

И раз только разум способен преодолеть логику природы, то именно Человек – центр Вселенной, а значит единственное, что может быть ориентиром для других людей.

Это по существу переработанное "золотое правило морали" Конфуция – "поступай по отношению к другому человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе", но с дополнениями: человек – животное, обремененное теми же самыми усложненными эволюцией потребностями и инстинктами, и, в идеале, чтобы отойти от биологической природы, от хаоса окружающего мира, человек, используя разум, должен постоянно совершать усилие над собой, преодолевая биологию, тем самым, превращаясь в Человека, постоянно совершенствуясь и прогрессируя.

И это основа основ современной морали: если каждый человек следует этому принципу, общество стабильно и эффективно движется вперед к светлому будущему.

Пример на практике: категорический императив, это такой жизненный принцип, или даже черта характера, которая позволяет сделать, допустим, следующее. Вы устроились на хорошую работу и получили первую зарплату. Первая идея – пропить ее с друзьями на радостях. По Канту, это чисто животное поведение на основе принципа "хочу-делаю" (хотя так все делают, конечно). Вторая идея (внезапно) – купить акции, допустим МТС, и вкладывать туда деньги регулярно (допустим, заставлять себя "откладывать" 10% своих доходов), и спустя время вы, как и изначально желали, пропьете свои деньги с друзьями, но уже в собственной квартире, приумножив благосостояние как себя, так и (конечно, гораздо сильнее) богатство других, вложившись в местную экономику, в данном случае во владельцев МТС. В общем-то все в выигрыше от того, что вы сделали усилие над собой, взяв себя в руки и не идя на поводу у животных потребностей.

САМОКОНТРОЛЬ


Что такое мораль?
Зачем она нужна, и как развивается?
Что такое нравственность?
Что такое категорический императив?

Задание

ВАРИАНТ 1
Прочитайте тексты и письменно ответьте на вопросы
(тексты большие, но простые: они даются 5-классникам на уроках истории Древнего мира, так что трудностей быть не должно)

ВАРИАНТ 2

Посмотреть серию Черного зеркала "Белый медведь" (Black Mirror / White Bear, 2013, 2 сезон, 2 серия) и написать что-то вроде рецензии / отзыва / эссе по поводу увиденного, опираясь на следующие вопросы:
Понравилось ли Вам увиденное? В чем заключается мораль данного произведения? Соразмерны ли преступление и наказание? Кто (главный герой или общество) более нравственен и почему? Допустимо ли такое отношение к преступникам?

p.s. данный контент содержит сцены насилия, поэтому категорически не рекомендуется к просмотру лицам с неокрепшей психикой и с проблемами психологической природы.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website